"Матрицу" сложно представить без эффекта замедления действия (slow motion или slo-mo), названного bullet-time, "временем пуль". Ведь некоторые моменты сценария просто просили чего-нибудь особого. Для этих сцен была необходима динамическая камера, которая двигалась бы вокруг событий со скоростью 12000 кадров в секунду. Для сравнения, в обычных фильмах используется около 30 кадров в секунду.
Первоначально для создания эффекта планировалось использовать одну камеру, которая будет быстро передвигаться по окружности вокруг объекта, а потом замедлять действие в процессе редактирования. John Gaeta с помощниками попробовали сделать так. Они создали несколько манекенов. Но, после многих неудачных попыток, пришла мысль сделать все по-другому, используя компьютерные технологии.
Процесс позволяет режиссерам иметь почти неограниченную гибксть в контролировании скорости и движения элементов фильма. Например, боец, подпрыгивающий, чтобы ударить противника в воздухе, может быстро подпрыгнуть, зависнуть в воздухе, молниеносно сделать удар ногой и плавно приземлиться. Joel Silver (продюсер картины) называет это "мультипликацией, только с людьми". Братья Вачовски встретились с Джоном Гаетой (John Gaeta), режиссером визуальных эффектов в Манексе, "фабрике спецэффектов" в Северной Калифорнии. Вачовски хорошо знали японский стиль анимации, названный Аниме. Они хотели сделать что-то подобное, только с настоящими актерами. Аниме имеет большое преимущество - оно делит действие на компоненты и позволяет контролировать эти элементы, чтобы получить наибольший эффект и зрелищность.
Но как же это делается?
Сначала место действия снималось на обычные камеры. Полученные анимации сканировались и редактировались на компьютере. Позже они подставятся в виде фона. После чего серии специальных фотокамер (около 120) расставлялись вокруг сцены, каждая из них делала по фотографии. Актеры делали трюк в студии, в виде фона использовались зеленые экраны. Потом фотографии вводились в компьютер. Тросы стирались, а фон подставлялся вместо зеленых экранов. Получалось что-то вроде анимационной ленты, разбитой на кадры. Компьютер, благодаря специальной программе, заполнял промежутки между кадрами, чтобы картинка двигалась плавно и четко. Теперь, благодаря полученным изображениям, действие можно было ускорять и замедлять БЕЗ потери качества и плавности.
И, напоследок, один интересный факт. За 4 года, известное "время пуль" ("Bullet Time") было скопировано/спародировано/использовано более чем в двух десятках фильмов. Вот некоторые из них:
Противостояние (The One) с Джетом Ли. С этим фильмом все понятно. Он вышел через некоторое время после "Матрицы", и влияние на этот фильм очевидно. С первых кадров мы видим, как главный персонаж умеет изменять законы мира. Он бегает по стенкам, уклоняясь от автоматных очередей группы спецназа, подбегает к ней и легко раскидывает ее членов по сторонам. Интересно, что в сцене непродолжительной драки, персонаж Джета Ли двигается в нормальной (относительно зрителя) скорости, а все остальные в замедлении. "Благодаря" этому, преступник смог нейтрализовать последнего в то время, как первый еще даже не упал на землю. Финальный поединок тоже сделан с использованием замедления. К тому же, в больнице персонаж отбивает пистолетом одну пулю, а от остальных просто уворачивается.
Ангелы Чарли (Charlie's Angels) с Камерон Диаз, Люси Лью и Дрю Берримор. Хотя упор в этом фильме явно делается не на замделения и спецэффекты, а на красивых и популярных актрис, но... Интересная находка - показ сцены (не полностью) с нормальной скоростью, а через некоторое время - открутка времени обратно, как на видеомагнитофоне. После чего зритель видит сцену во всех деталях - то, как палец нажимает на курок, как пуля вылетает из ствола и медленно летит и т.д.
Ангелы Чарли: Только Вперед (Charlie's Angels: Full Thorttle) - те же актрисы, практически тот же уровень спецэффектов. Опять пули, взрывы, драки - и часть из них в замедлении.
Обитель Зла (Resident Evil) с Милой Йовович. Пуля вылетает из пистолета в замедленном времени. Кажется, все...
Шрек (Shrek). В этом фильме мы видим забавную пародию на бег по стене и прыжок.
Запомните, меня зовут Рогозин - довольно неумелая попытка русских производителей сделать замедление. Но - пара сцен взрывов автомобилей, во время которых время замедляется и на зрителей летят различные детали.
Max Payne. Да, это, не фильм. Но "Bullet Time" тут так и называется, и выполняет он схожую функцию. Время вокруг замедляется, все двигаются медленно, пули летят медленно и оставляют за собой след в воздухе. А во время паузы время вообще останавливается и камера ездит по кругу вокруг Макс Пейна. Он может прыгать вперед, держа оружие перед собой и стреляя (как Нео в метро). Через некоторое время после выхода игры для нее появились различные модификации, приближающие ее к "Матрице". Макс стал Нео, его пистолеты поменяли на аналогичные из фильма, пули стали оставлять за собой точно такой же след, как и в фильме (в виде концентрических окружностей). Дальше - больше. Макс стал бегать по стенам, уклонятся от пуль, драться в замедлении с врагами. И, в конце концов - оформление меню поменялось, музыка тоже стала из "Матрицы", созданы уровни типа "Перестрелка на крыше", "Сцена в холле", "Тренировочная программа". В общем, за год-два игру стало возможным превратить в аналог фильма.
Великий Автоугонщик 3 (Grand Theft Auto 3). Если разговор пошел о играх, то можно упомянуть и GTA3. В определенных локациях можно было подобрать пилюлю адреналина, которая на некоторое время замедляла все вокруг (кроме персонажа). Благодаря чему пули летели медленней, автомобили взрывались красивей - в общем, это было приятно. Кроме этого, ближе к концу игры в одной из сцен, персонаж в замедленном времени отпрыгивает от пули.
GTA: Vice City. Все те же пилюли, все тот же эффект.
Max Payne 2: The Fall of Max Payne. Детально на этой игре останавливаться не стоит (см. оригинал), но пару слов сказать можно. Появился Bullet Time 2.0 - смысл в том, что с каждым убитым врагом Макс все больше замедляет все вокруг, а сам движется все быстрее. И это все с просто великолепной графикой и достойным звуком.
|